Сегодня на рынке строительных услуг, архитектурного проектирования и дизайна практически полностью отсутствует информация о вредоносных свойствах различных веществ, содержащихся и использующихся в производстве строительных материалов. Она как будто бы завуалирована красивыми логотипами компаний, бравыми слоганами и красочными этикетками.
Я задумалась, почему же мы, специалисты с высшим образованием, получившие обширные знания в области классического материаловедения в наших университетах, имеющие голову на своих плечах, так часто ее просто не включаем?
Неужели нам абсолютно безразличны жизни своих заказчиков, которые в большинстве своем просто некомпетентны в таких узких и тонких вопросах. Или поддавшись всеобщей массовой провокации, мы стали жить принципом: “Не делай добра, не получишь зла”? Иногда встречаю коллег, которые имеют на это хороший и качественный ответ: “Клиент меньше знает, крепче спит. Тебе за это все равно не платят. Так зачем бросаться грудью на амбразуру?”
Неужели мир сошел с ума, и все теперь измеряется только денежным эквивалентом?
На эти размышления меня натолкнул недавний случай на объекте даже пока не моего заказчика. Это было больше знакомство с хозяином и его домом, нежели какие-либо партнерские и деловые отношения. Мы уже почти прощались, стояли у своих припаркованных автомобилей под навесом крыши недостроенного еще гаража. Моя зрительная память сохранила на подсознательном уровне нечто такое, что не давало мне покоя целые сутки после нашей встречи. И лишь спустя некоторое время, сосредоточившись на мысли, что именно мне показалось странным, я поняла. Рабочие, осуществляющие строительство данных малых архитектурных форм, старательно обивали внутреннее пространство гаража и недалеко расположенной бани ориентировано-стружечными плитами.
Из обычного курса материаловедения, удачно сданного мной в Московском Архитектурном Институте, я запомнила информацию о том, что при производстве данного типа плит для склеивания слоев используются разные типы смол, как карбамидно-формальдегидные, меламиноформальдегидные, так и мочевино- формальдегидные и фенолформальдегидные. Пугает даже не столь длинные, страшные и непонятные названия, а то, что этот человек, который явно состоялся в своей профессии, но имеющий непосредственное отношение к стройке, даже не подозревает еще о тех последствиях, которые его могут ожидать при постоянном попадании в организм выделяемого в воздух формальдегида, быстро всасывающегося и, в частности, накапливающегося в костном мозге, сильно поражающего центральную нервную систему, обладающего мутагенными свойствами, а также метанола и фенола, оказывающих на живой организм не менее опасное воздействие.
“Должна ли я, как лицо пока еще постороннее, уведомить его о том, что все эти смолы имеют высокую токсичность и, возможно, представляют угрозу здоровью как ему самому, так и его семье?”, — вот в чем вопрос. Должна ли я напомнить ему о том, что в 80-х годах в Европейских странах, США и СССР разразился крупный скандал, связанный с отравлением людей формальдегидом, что привело к пересмотру отношения к столь безответственному повсеместному применению в жилищном строительстве некоторых материалов. Что чуть позднее, в начале 90-х годов, в тех странах Западной Европы, где уделяется большое внимание охране здоровья населения, таких как Германия, Финляндия, Швеция, было запрещено применение материалов, выделяющих формальдегид. Запрещено также использование плит OSB. Такая ситуация сохраняется и по сей день.
Я, конечно, могу оправдать простых людей, останавливающих свой выбор на более дешевых материалах, тяжелой экономической обстановкой, сложившейся в нашей стране в последний год.
Бешеный скачок курса доллара и евро, падение националь ной валюты, повсеместное подорожание всех строительных и отделочных материалов вынуждает многих экономить.
Но оправдать производителей, которых больше интересует содержание собственных кошельков, и имеющих одно лишь необузданное желание в сиюминутном получении прибыли, а также руководителей компании, берущих на себя ответственность за выполняемые строительные работы, в компетенцию которых я упорно не перестаю верить, пытающихся не акцентировать внимание заказчика на те или иные моменты в погоне за наибыстрейшей и наилегчайшей сдачей объекта, мне ужасно сложно. Ведь все эти принципы, отсутствие морали, купленные лицензии и сертификаты на продукцию идут в разрез здоровью людей, собственников жилья, будь то малоэтажное или любое другое домостроение.
Просто надо знать одно: “На их месте могут однажды оказаться ваши дети, внуки или самые близкие вам люди”.
Надеюсь, мое беспокойство не останется без вашего внимания. И при дальнейших планах построить себе дачу или обновить ремонт в квартире, вы будете достаточно тщательно подходить к вопросу выбора подрядчика и исполнителя. Ведь именно от их компетенции и добросовестного подхода будет зависеть очень многое. А я в свою очередь хотела бы пожелать вам удачи.
С наилучшими пожеланиями,
Татьяна Руденко
Если у Вас возникли вопросы или хотите получить бесплатную консультацию, воспользуйтесь формой обратной связи .
Мы будем рады помочь Вам!